среда, 11 декабря 2013 г.

КНИГИ

Предания о легендарных киевских типах, исторических личностей, героях городской молвы.

Н.Бородай - сибирский мужичок небольшого роста, с проницательными глазами, он работал на земле, но когда один раз побывал в опере, бросил семью, землю и поступил в театр как рабочий, а потом капельдинер. Образования не имел, но, обладая вкусом и практической смекалкой, содержал драматические и оперные труппы одновременно в нескольких городах.


...........................
У нас сохранилось одно из писем амурного содержания (Дорогановского А.С. - помощника эконома духовной академии на Подоле):
"Драгоценное мое поросяточко Машенька! Нетерпимые отлагательства дела мешают мне лететь к Вам, мой пупочек. Вся внутренность моя рвется к Вам. Хочется взглянуть на Вашу мордочку. Вы поразили меня в самую совесть. Мой пульс сердечный пылает к Вам жестокой страстью от невозможности видеть Вас. Посылаю Вам яблок и апельсин для наслаждения Вашей внутренности и желаю радостно танцевать без меня.
Остаюсь любящий Вас с прискорбием по гроб души моей за невозможностью приехать, т.к. у нас в академии заготовка капусты в погребе, и я должен по закону находиться при девках, чтобы не испортили кочанов волею Божиею."
………………………..
Госпожа Павлова оставила киевскую сцену при довольно курьезных обстоятельствах: супруг г-жи Павловой, обиженный отказом директора театра в выдаче ему дарового билета на спектакли с участием его жены, отправился среди действия на сцену, взял свою благоверную половину за руку и увел из театра. Спектакль прекратился и изумленные зрители разошлись, как говорится, солоно нахлебавшись.
……………………
В 80-х годах выступления лучшей украинской труппы Кропивницкого и Садовского были запрещены полицмейстером Дрентельном и все ее эпигоны, подражатели и просто бездарные шарлатаны, выдававшие себя за украинских артистов, получили наилучшие возможности для своей деятельности...
......Дошло до того, что один совсем неграмотный драмодел, пасечник Самийленко написал, вернее, как он сам говорил, "продыхтував" трагедию "Чардійниця", вставив такую ремарку: "Танцор подскакивает вверх как можно выше и потом садится ровным сидением на пол". А другой, цирюльник Суходольский, написал драму "Помста, або Загублена доля", где героиню режут сначала за кулисами, а потом ради вящего эффекта выволакивают за косы на сцену и тут же на самой авансцене дорезают. А для большего эффекта бьют в привязанный у нее под мышкой пузырь с красным квасом. Из пузыря с журчанием бежит и разливается по сцене квас, будто кровь. А подсаженные антрепренером "дамы с улицы" поднимают такой крик на весь театр, что приходится опускать занавес, не окончив пьесу. Дам этих выносят, и публика расходится, сожалея, что не знает, чем же все это кончается. Эффект срабатывал, и на второе представление этой бессмысленной драмы публика валом валит. Пьесы опять не кончают, так как - те же дамы не дают. То же самое повторяется и на третьем представлении. Так и торгуют.
………………….
В 1866 г. разразилась первая война киевских театральных партий. Одна их них в то время выражала вкусы демократической галерки и бурно поддерживала игру молодого талантливого актера В.Виноградова, другая партия, состоявшая в основном из "публики партера", устраивала овации более опытному и не менее талантливому артисту Новикову. "Ожесточение боровшихся партий, - писала газета "Киевлянин", - было так велико, что сторонники Виноградова под конец стали шикать не только самому Новикову, а даже его матери, жене и зятю, сидевшим в ложе".
…………………………..
Из истории опечаток.
Основатель первой киевской частной газеты "Телеграф" Юнк ходил по городу в большом горе: он останавливал знакомых и, вынимая из жилетного кармана маленькую бумажку, говорил:
- Посмотрите, пожалуйста, - хорош цензор! Что он со мной делает! Он мне не разрешает исправить вчерашнюю ошибку.
 Поправка гласила следующее: "Вчера у нас напечатано: киевляне преимущественно онанисты, - читай оптимисты."
………………………….
В 1892 г. В.Самойленко (украинский поэт) в Киевской центральной телеграфной конторе. Связываясь с Харьковом, он наткнулся на еще одного писателя-телеграфиста -  Александра Катренка. Ночами, когда не было работы, оба писателя пускались в телеграфные разговоры и таким образом подружились.

Видимо, это и был первый интернет-чат! :))
……………………………..
Писатель И.С.Нечуй-Левицкий в !889-1905 гг. жил на ул.Пушкинской, 19 (за нынешним театром Русской драмы). Здесь, насвоеобразном украинском хуторке в самом центре города, в усадьбе с небольшим озером, лужком и пасекой, он прожил до того времени, когда на этом месте началось строительство большого доходного дома, существующего и теперь.
.............................................................................................................
Иван Семенович, человек добрый и вежливый, приходил в бешенство, когда речь заходила о ненавистных ему " Ї " и апострофе, которые тогда только включили в нормы письменной речи...
………………………..
Уроки немецкого языка были интереснее французских. Не потому, что Оскар Федорович Иогансон был образцовым преподавателем (Первой киевской гимназии), а потому, что на этих уроках мы иногда занимались вещами, далёкими от немецкого языка. Чаще всего Оскар Федорович давал нам переписывать партитуру своей оперы "Дух токайского вина".
 Иогансон был венец, пожилой и нервный. В класс он приходил с деревянной ножкой, отпиленной от стула. Когда беспорядок достигал недопустимых размеров, Иогансон хватал ножку от стула и начинал изо всей силы колотить по столу. Мы сразу приходили в себя.
……………………………
Умер Федор Федорович Меринг (немец, известный в Киеве врач, его именем даже была названа улица, теперь ул.Заньковецкой) в 1887 г.; смерть его явилась горем не только его семье, но и всего киевского населения. При отпевании Ф.Ф. было произнесено много речей, из которых особенно выделялась речь киевского раввина Цукермана, охарактеризовавшего покойного как друга человечества, после смерти которого Киев осиротел. Отпевание, на котором присутствовал и еврейский хор, исполнявший похоронные псалмы, было выдающимся. Киеву впервые пришлось видеть отпевание при участии православных священников, лютеранского пастора и раввина; это было лучшим и наглядным доказательством безграничной любви к Ф.Ф. всего киевского населения без различия вероисповедания.
……………………………….
Профессор латинского языка Г.И.Бойков - красавец собою и обладавший громадною физическою силою, он почему-то боялся крыс, а еще более женщин, при встрече с коими на улице старался переходить на противоположную сторону. Зная в совершенстве латинский язык и имея превосходную память, он напивался, как говорится, до чертиков и умер от белой горячки.
………………………….

Однажды киевского генерал-губернатора Бибикова спросили:
- Зачем делать такие широкие улицы в городе?
- Чтоб невозможно было строить баррикады - ответил тот.

Комментариев нет:

Отправить комментарий